On-line продажи Правовые вопросы билетного бизнеса
On-line продажи Правовые вопросы билетного бизнеса
Дата публикации: 18.09.19 г.
Сейчас практически все организаторы событий/ театры продают билеты на своих сайтах и в сообществах Вконтакте и Facebook, но мало кто понимает разницу между продажей билетов на собственном и на агентском интернет-эквайринге. В этой статье мы подробно опишем плюсы и минусы обоих схем работы с учетом последних поправок к закону "О культуре" и 54-ФЗ.
Первое, о чем стоит задуматься перед запуском продаж электронных билетов - будете ли вы работать на собственном интернет-эквайринге или воспользуетесь агентским?
Собственным интернет-эквайринг называется, когда у организатора/площадки есть свой прямой договор с каким-либо банком (или компанией-провайдером платежей) на услугу интернет-эквайринга.
Агентский интернет-эквайринг - это продажа билетов на сайте организатора/площадки от имени другого юридического лица (агента). Чаще всего, это билетный оператор или билетная система. Продавцом и получателем платежа в этом случае считается агент.
По каким критериям выбрать тип интернет-эквайринга?
Обращайте внимание на следующие моменты:
Разберем каждый критерий подробнее.
1.Вознаграждение банка/агента
Большинство организаторов при выборе типа интернет-эквайринга ограничиваются сравнением коммерческих условий - процента с продаж, который они заплатят своему банку или агенту. Средняя вилка по проценту в разных банках/провайдерах платежей составляет 1,8-3%. Агентское вознаграждение обычно находится в пределах 3-6% (рекомендуем уточнять, берет ли агент свое вознаграждение при отмене мероприятия).
В обоих случаях процент будет зависеть от вашего оборота, но на первый взгляд собственный интернет-эквайринг выгоднее. Давайте рассмотрим остальные критерии и поймем, так ли это на самом деле.
2. Тех.поддержка покупателей билетов
Если вы будете работать на собственном интернет-эквайринге, то вам понадобится организовать тех.поддержку покупателей. Выделить телефон/почту/мессенджер и найти сотрудника, который будет отвечать на обращения. Необязательно делать это в режиме 24/7, но в каком-то графике тех.поддержка должна работать.
Какие риски работы без службы поддержки? Самый частый сценарий - человек оплатил билет на вашем сайте, но он не пришел к нему на почту. Причин может быть много - покупатель ошибся в адресе, письмо с билетами попало в спам, почтовый ящик покупателя переполнен и так далее. Что делает покупатель в таком случае - обращается к вам, и вы находите способ переслать ему билеты. Если покупатель не найдет контакты тех.поддержки на сайте, то он обратится в свой банк с заявлением о мошеннической транзакции. При накоплении определенного количества таких жалоб (обычно 0,1% от общего числа транзакций, по правилам платежных систем), продавец лишится возможности торговать билетами в сети.
Вывод:
3. Выдача чека при покупке
Согласно 54-ФЗ любая продажа билета должна сопровождаться выдачей чека покупателю. Если вы работаете на агентском интернет-эквайринге, то выдача чека - обязанность вашего агента. В случае вашего собственного интернет-эквайринга всё не так просто.
Собственный интернет-эквайринг вы можете получить, заключив договор с каким-либо банком или с компанией-провайдером электронных платежей:
Вывод:
Электронный чек, который приходит на почту покупателю при покупке/возврате билета
4. Хранение и обработка персональных данных покупателей
Главная ценность интернет-продаж - это контакты ваших покупателей. Продать билет уже знакомому с вами зрителю намного проще (и дешевле с точки зрения расходов на рекламу), чем только что привлеченному. Кроме того, наличие у вас базы покупателей дает вам много инструментов для увеличения продаж - не только прямую рассылку, но и возможность загрузить базу в рекламный кабинет и собрать на её основе look-a-like аудиторию! То есть - найти людей, похожих на ваших зрителей, которые с большой вероятностью заинтересуются вашим событием.
Но тема нашей статьи - не продвижение мероприятий, а выбор интернет-эквайринга. В этой связи про персональные данные вам надо знать только то, что сбор и хранение информации о покупателях регламентируется 152-ФЗ. Закон требует определенных мер по хранению контактов зрителей, а это - ещё одна статья расходов.
При работе на собственном интернет-эквайринге это будут только ваши расходы. Если вы продаете билеты через агента - ответственность за соблюдение 152-ФЗ ложится на вашего агента, персональные данные в момент продажи билета попадают к нему. И ваш агент, скорее всего, не захочет передавать вам базу покупателей - для него она так же ценна, как и для вас. И он имеет право не передавать её вам, так как именно агент несет ответственность за эти данные по 152-ФЗ.
Если вы все-таки договоритесь с агентом о передаче вам базы покупателей, тогда вы также будете обязаны обращаться с ней согласно 152-ФЗ. Перечень основных требований 152-ФЗ вы можете прочитать в другой статье в нашем блоге "Что нужно знать о персональных данных при продаже билетов?".
Вывод:
5. Сервисный сбор при продаже билетов
Последний по порядку, но не последний по значимости критерий выбора. В случае собственного интернет-эквайринга только вы решаете, как вам продавать билеты на своем ресурсе. При работе на агентском эквайринге - наценку (или ее отсутствие) назначает агент. Часто этот момент не оговаривают при заключении договора. При подозрительно низком агентском вознаграждении (0-3%) рекомендуем вам уточнять, будет ли агент продавать билеты с сервисным сбором или без него?
Вывод:
Принимая решение о типе интернет-эквайринга учтите следующие моменты:
Если у вас остались вопросы по интернет-эквайрингу - напишите нам через форму обратной связи внизу страницы или позвоните по номеру
Отвечаем в течение 30 минут!